История сэмплера. Часть 1.
Немного истории
Английское слово sampler (семплер) происходит от старо-французского слова essamplaire (совр. фр. exemplaire ), которое в свою очередь произошло от латинского – exemplum(«пример», «образец», «шаблон»). Считается, что первые европейские семплеры появились примерно в XVI веке,хотя некоторые исследователи считают, что это произошло, по крайней мере, веком раньше. Первое толкование слова «семплер» было дано во французско-английском словаре (автор John Palsgrave)изданном в1530 году. В нем говорилось, что «сэмплер – это работа женщины, выполненная в качестве образца». И действительно, вплоть до середины XVI века все семплеры создавались исключительно в практических целях, ведь в отсутствии каких-либо книг по вышивке это была единственная возможность «записать» и сохранять на будущее придуманные или подсмотренные где-то рисунки и стежки. Создавая «пробники» популярных швов и конструкций, а также экспериментируя с техниками и цветовыми сочетаниями, опытные мастерицы мало задумывались о художественной составляющей своего творения.
Грэйс Кэтлин, Англия, 1719 г
Их единственной задачей было создание личного архива, который, кроме прочего, должен был служили наглядным пособием для начинающих вышивальщиц.
Справедливости ради следует сказать, что в начале XVI века в Германии, а затем в Италии, Англии и Франции уже начали появляться первые книги по церковной и светской вышивке (автор первой книги по вышиванию Johann Schönsperger,1523, Augsburg, Germany). Но таких книг пока было очень мало и они были слишком дороги, а потому на протяжении всего XVI века основная масса рукодельниц продолжала, по старинке, пользоваться своими собственными «сборниками образцов». Небольшие отрезки драгоценной льняной ткани (узкие полоски шириной 150-230 мм) густо покрытые пробниками стежков, цветовых комбинаций и полюбившихся мотивов были непременным атрибутом корзинки каждой профессиональной вышивальщицы.
Англия, начало XVIII века
Это была настоящая семейная реликвия, которая передавалась по наследству и даже упоминалась в завещаниях. Наиболее ценные «образцы» были чрезвычайно сложны в исполнении, вышивались шелком и драгоценными нитями, содержали свыше десятка популярных швов, включали рисунки цветов и животных, а также многоцветные геометрические узоры (до 20 цветов). К сожалению, большинство этих великолепных артефактов было безвозвратно утеряно, но есть и приятные исключения, благодаря которым мы можем составить представление о том, как выглядел первые «технические образцы».
Это, прежде всего, итальянский семплер с набором мотивов, характерных для «домашней вышивки» XVI века ("Esemplario di lavori» от Giovanni Andrea Vavassore, 1530), голландский семплер датированный 1585 годом исамый ранний из известных английских «образцов» с памятной датой -sampler Jane Bostocke (1598).
Джейн Босток, Англия, 1598
XVII век стал периодом окончательного формирования и особого расцвета искусства вышивки семплеров («sampler embroidery»). Специальная печатная продукция уже стала более доступна и подход к изготовлению «образцов» начал постепенно меняться.
«В Германии характерной чертой сэмплеров 17 века стало использование простенького цветочного бордюра вокруг геометрических узоров или алфавита. Английские сэмплеры представляли собой длинное полотно с мотивами, вышитыми крестом разноцветными нитками. Датские сэмплеры отличались квадратной формой полотна. Испанские сэмплеры выделялись использованием ярких цветов, шелковых нитей и полотен белого цвета. Доминирующими элементами являлись геометрические узоры и изображения животных и птиц. Французскиерукодельницы вышивали сэмплеры квадратной формы и в основном крестом на муслине. Итальянки же демонстрировали свои навыки в вышивке разных стежков – feather stitch, double running, гладь satin stitch, chain stitch, изображая религиозные сюжеты» (Марина Intelmaus).
Германия, 1618 г
Но несмотря на то, что изготовлением семплеров занимались рукодельницы всей Европы, именно Англия в дальнейшем стала общепризнанной законодательницей «семплерной» моды. Очевидно, это случилось потому, что в отличие от европейских вышивальщиц, которые (за редким исключением)еще долгие годы продолжали относиться к семплерам, как к «записным книжкам» и не особо изощрялись в компоновке вышитых узоров, англичанок все больше начала интересовать художественная ценность создаваемого ими продукта. Постепенно их семплеры стали приобретать все более декоративные черты, а некоторые из них уже изначально вышивались не в качестве «технических пробников», а как отдельные произведения с законченным сюжетом.
Италия, XVI век
В середине XVII века «samplerembroidery»(«вышивка образцов»)разделилась на два основных направления. Первое - spot samplers(т.н.«пятнистые пробники») отличалось хаотично разбросанными мотивами. Эта вышивка активно использовалась для украшения белья, кошельков и других предметов туалета. В 1624 году вышла книгаA 'schole-house, for the needle' (автор Richard Shorleyker), в которой предлагался широкий набор «пятен» (spots) в виде цветов, птиц, рыб, растений и геометрических фигур. Второе направление - декоративные samplers(«образцы»), мотивы в которых были упорядочены в соответствии с общей художественной концепцией. Именно последние стараниями вышивальщиц XVII и XVIII веков и превратились постепенно в те знаменитые «семплеры», которые до сих пор пользуются огромной популярностью среди вышивальщиц.
Еще несколько интересных фактов:
Германия, 1884 г
1. С 1630 года у семплеров начинают появляться хорошо узнаваемые и привычные для нашего глаза очертания и габариты. Теперь их высота равнялась ширине полотна на ткацком станке (от кромки до кромки), а ширина определялась мастерицей, но, как правило, была значительно меньше высоты. Пространство заполнялось рядами с повторяющимися геометрическими узорами вперемешку с цифрами или цветочными мотивами. Узоры и "пробники" стали заключаться в характерную вышитую рамку.
2. Во второй половине XVII века стали входить в моду семплеры, выполненные в технике «ришелье», «белая гладь» или «мережка», а так же в сочетании этих техник с традиционной вышивкой.
Англия, 1669 г
3. С 30-х годов XVII века samplersстали использоваться в школьной программе обучения девочек рукоделию(первая работа - sampler MildredMayow, 1633). В музее «Виктории и Альберта» хранятся 4 образца выполненные ученицей Martha Edlin, на примере которых можно проследить как от этапа к этапу обучения расширялись технические
возможности и росло мастерство маленькой рукодельницы.
Мэри Смит, Англия, 1729 г
4. В то же время семплеры были призваны не только обучать юных девушек искусству вышивания (как будущему ремеслу для дома и заработка), но и обогащать их духовный мир. С этой целью ученицы начали создавать «образцы с моральными стихами» - фрагментами псалмов или других стихов поучительного содержания.
5. Особенной популярностью в школах пользовались семплеры с алфавитом, в процессе вышивания которых девочки обучались грамоте (умение вышивать буквы могло так же пригодиться для украшения белья монограммами). Ну, а поскольку именно школьницы диктовали моду в создании «образцов», то и взрослые вышивальщицы часто использовали алфавиты в своих работах. Причем, уже тогда очень популярными были вышивки в стиле «ретро»(!!!).
Германия, 1807 г
6. Еще одной знаковой фигурой, которая была характерна для типичных английских семплеров, был «боксер». Именно так коллекционеры XIX века прозвали фигурку человека в боксерской стойке, которая в разных вариантах копировалась вышивальщицами разных веков. Как выяснилось позже, поза этого человечка не выражала никакой агрессии – это был герой-любовник XVI века, протягивающий розу даме… Просто, цветок затерялся где-то в веках во время многочисленных копирований.
7. В середине XVIII векв Англии появилась, а затем оформилась в отдельное направление Quaker embroidery («вышивка квакеров»), прославившаяся знаменитыми и хорошо узнаваемыми семплерами, созданными ученицами квакерских школ.
8. В XVIII векесемплеры стали практически квадратными, а поперечные группы стежков уступили место полноценному дизайну. В это же время стали популярными семплеры с «широкими бордюрами», составленными из симметрично расположенных геометрических фигур, растительных мотивов, фигур животных и людей, а также всевозможных поучительных изречений.
9. В XVIII векев рамках школьной программы начали создаваться семплеры в виде географических карт (для уроков географии) и всевозможных математических таблиц (для уроков математики).
Элизабет Паркер, Англия, 1830 г
10. В 1787 годуЭлизабет Ноулз вышила сэмплер "Вечный Альманах», с помощью которого можно было вычислись даты воскресений на следующие 50 лет.
11. В 1830 году Элизабет Паркер (Elizabeth Parker) вышила свой знаменитый семплер-исповедь, на котором рассказала историю своей жизни.
Элизабет Ноулз, Ангия, 1787 г
12. «Из материалов предпочтение отдавалось льну, тэмми (полушерстяная ткань) и полотну из чистой шерсти. Хлопок и сатин использовались для создания географических карт. Что касается нитей, вышивали шелком и льняными нитями с добавлением шерстяных или хлопчатобумажных. Ну а стежки выполняли в основном следующие: крест, Algerian eye, double runningstitch и four-sided stitch. Однако к концу 19 века «выжил» только классический крест, остальные же потеряли свою популярность» (Марина Intelmaus).
13. Крупнейшая в мире коллекция семплеров, которая представляет собой уникальный материал для изучения истории вышивки, собрана в музее «Виктории и Альберта»(музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, 1852) в Лондоне.
Свой первый семплер музей приобрел в 1863 году, а в настоящее время его экспозиция насчитывает уже более 700 образцов, созданных в различных странах мира в период с XIV-XV (самый ранний из известных "образцов" был найден в Египте и датируется XIV-XV веком) по ХХ век.
Швеция, 1751 г
Многие экспонаты переданы музею
Египет, XIV-XV вв
потомками тех вышивальщиц, которые создавали свои работы в XVII веке.
14.Самый старый из сохранившихся немецких семплеров, датируется 1618 годом.
15. Благодаря английским колониальным захватам искусство «samplerembroidery»стало популярным на всех континентах (особенно в США).
16. «В XIX веке все сэмплеры в целом и американские в частности, утратив чисто практическую функцию, стали отображать семейные события, такие как рождения, смерти, свадьбы и т.д., а также генеалогические деревья, семейные хроники. Они превратились в средства обучения религии, географии, математики и языка. Как учебное пособие, сэмплеры могли изображать алфавиты, географические карты, математические таблицы, фразы с библейским или религиозным смыслом. Вышивались сэмплеры и на политическую тематику: рукодельницы изображали орлана, смотрящего влево, подобным образом выражая свои политические взгляды и патриотизм. Данные сэмплеры выполнялись преимущественно шерстяными нитками на грубом полотне» (Марина Intelmaus).
17.В наше время "семплеры" стали популярным элементом декора. Особенной любовью среди вышивальщиц пользуются т.н. "квакерские семплеры", созданные на основе старинных образцов.
18. Старинные "семплеры" являются ценными предметами коллекционирования и экспонируются в лучших музеях мира.
Источники:
Марина Intelmouse, Needleworksamplers, V&A, Antiquesamplers, ldecor.ucoz.ru, http://antiquesamplers.org/, Wikipedia
Изменено пользователем Зовущая в Поле
1 комментарий
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас